«С 1 января 2016 года они станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, а также государственных и муниципальных учреждений и организаций. А  с 2020 года обязанность применять проф.стандарты возложат уже на всех без исключения работодателей» — такую новость принесли СМИ после интервью  с председателем комитета Госдумы по труду, соц.политике и делам ветеранов Ольги Баталиной.  При этом, СМИ эту новость распространили таким образом, что этот вопрос уже решен и именно так и будет обстоять ситуация, потому все работодатели коммерческих организаций до 2020 года могут расслабиться. А ведь речь идет сейчас только о проекте внесения изменений в Трудовой кодекс РФ в виде отдельной статьи 195.2., а не принятом нормативном акте.

    К сожалению, не всегда представители СМИ вникают в конкретный вопрос, который освящается до тонкостей, часто искажая информацию. Но при этом, надо понимать, что за реальными проектами и принятыми актами народ следит не ежедневно, но вот новости по телевизору и новостные ленты читают все. Поэтому когда речь идет о законодательстве информация должна нестись в массы в точности и без искажений. На тему профессиональных стандартов комментарий в СМИ недоброкачественных большое количество. И вопрос по срокам,  с которых будут применяться все профессиональные стандарты для коммерческих организаций – это еще не самая страшная неточность. Взять для примера, последний комментарий министра труда и социальной защиты Максима Топилина на сайте Минтруда  «В СМИ прошла не совсем правильная информация по поводу того, что диплом по той или иной профессии должен быть обязательным в любом случае», — отметил Топилин. Он пояснил, что есть ряд специальностей, где профильный диплом обязателен — это врачи, педагоги, сварщики и др. «Здесь работодатель обязан соблюдать определенные стандарты», — пояснил министр».

   Так вот, возвращаясь к роли профессиональных стандартов и сроков вступления их в действие.

Все принятые профессиональные стандарты размещены на сайте Минтруда: http://profstandart.rosmintrud.ru.

    Несмотря на то, что плановые сроки вступления в действие принятых профессиональных стандартов были определены как 01 января 2015 года, уже в декабре 2012 года в Трудовой кодекс РФ были приняты поправки, которые определили сам термин профессионального стандарта и порядок применения наименования должностей работодателями.

    Определение профессионального стандарта дано в ст. 195.1. Трудового кодекса РФ: «Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности». Обратите внимание, что это квалификация не желаемая и не рекомендуемая, а именно необходимая.

    При этом в статье 57 Трудового кодекса РФ до декабря 2013 года была установлена обязанность каждого работодателя независимо от организационно-правовой формы если в соответствии с Трудовым Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В эту формулировку в декабре 2012 года была внесена дополнительная формулировка «или соответствующим положениям профессиональных стандартов». Таким образом, по всем категориям по которым законодательно есть льготы и компенсации или ограничения независимо от того является ли организация бюджетной или коммерческой работодатель обязан наименование должности брать из классификаторов и профессиональных стандартов или только из классификатора или только из стандарта (если эта должность, профессия, есть только в одном из них).

   Что же в данном случае необходимо понимать под термином «ограничения». Ограничения законодательно могут быть установлены по полу, например, на определенных работах запрещено использовать труд женщин, по возрасту – есть работы, на которых запрещено использование труда несовершеннолетних.  Ограничения законодательно могут быть установлены по образованию, например, нельзя работать медиком не имея медицинского образования, или педагогом без педагогического образования. Несомненно квалификационные требования установленные в законодательстве являются ограничениями. Подводя итог: работодатель любой формы собственности обязан использовать  наименование должности из профессиональных стандартов,  если законодательно по этим позициям есть льготы, компенсации и ограничения, в том числе квалификационные. И в этом случае и применение данного профессионального стандарта для работодателей любой формы собственности также является обязательным исходя из определения термина профессиональный стандарт, данного в ст. 195.1. Трудового кодекса РФ.

    В каких сферах работодатели будут применять профессиональные стандарты было определено Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (ред. от 23.09.2014) «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»: «25. Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;».

    Поэтому анализируя сейчас текст действующих нормативных актов: Трудового кодекса РФ и Постановления Правительства РФ №23 понятно, что ни о каком рекомендуемом характере профессиональных стандартов не приходится, по крайней мере,  пока не будут внесены соответствующие корректировки в эти нормативные акты. По срокам же применения профессиональных стандартов – этот вопрос пока не урегулирован. Министерство труда готовит проект по «переходному периоду» до 2020 года для коммерческих организаций и всего лишь годовому переходному периоду для бюджетников. Говорить о том, что это так, можно будет только после того как проект будет рассмотрен, принят и опубликован.

    В таком «переходном периоде» который предлагает в своем проекте Минтруд  есть определенный практический смысл – так как во многих принятых профессиональных стандартах и проектах действительно устанавливаются достаточно тяжелые требования к квалификации работников и надо признать, что даже поверхностный анализ говорит о том, что реальные работники по многим профессиям и должностям не будут им соответствовать. И тогда этот возможный «переходный период» надо рассматривать как необходимость обучения и дотягивания сотрудников до профессиональных стандартов в соответствующей профессиональной сфере. Поэтому, даже если проект Министерства труда будет принят,  аттестацию работников на соответствие профессиональному стандарту и их обучение необходимо будет начинать уже с 1 января 2015 года и тогда даже те, у кого будет недостаточный уровень образования, например, среднее профессиональное, вместо высшего,  то предлагаемого переходного периода должно хватить для получения такого образования. Для работодателя бюджетной сферы только 2015 год и будет дан для приведения в соответствие с профессиональными стандартами работников бюджетной сферы. И если, например, в стандарте будет установлено обязательное требование о профессиональной переподготовке, которая не может быть менее 250 часов, то для того, чтобы к 2016 году работник соответствовал этим требованиям такое обучение необходимо начать не позднее 1 квартала 2015 года.

    Исходя из  государственной программы по реализации профессиональных стандартов и  процедуры внедрения сертификации работодателям рекомендуется, конечно,  уже сейчас выстраивать работу с персоналом все-таки с учетом перспектив изменения законодательства и все принимаемые профессиональные стандарты анализировать с точки зрения применения в компании, корректируя внутренние управленческие документы, программы обучения, процедуру аттестации, должностные инструкций, порядок выстраивания карьеры работников, формирования кадрового резерва и др.

Автор статьи: Митрофанова Валентина Васильевна – директор Института профессионального кадровика, член рабочей группы по разработке профессиональных стандартов при Министерстве труда, член ассоциации Эксперты рынка труда, признанный эксперт по вопросам трудового законодательства, автор книг и статей по трудовому праву в ведущих профессиональных изданиях.